Курсовая работа посвящена актуальной проблеме разработки и применения эффективных методов обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. В условиях инклюзивного образования возрастает необходимость в понимании специфики обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создании образовательной среды, способствующей их успешной социализации и развитию. Данная работа имеет теоретическое значение, поскольку систематизирует существующие подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ, а также практическое – результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами специальных образовательных учреждений для совершенствования своей профессиональной деятельности. Степень разработанности проблемы, связанной с методами специального образования, достаточно высока, однако, разработка и внедрение новых, адаптированных под современные реалии подходов, остается актуальной задачей. Целью данной курсовой работы является анализ и систематизация методов обучения и воспитания в специальном образовании, выявление их эффективности и разработка рекомендаций по их применению в школьной практике. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить сущность и специфику специального образования; проанализировать основные методы обучения и воспитания детей с различными видами ОВЗ; выявить критерии эффективности применяемых методов; разработать практические рекомендации по применению эффективных методов в школьной практике. Последовательность исследования обусловлена необходимостью сначала рассмотреть теоретические основы специального образования, а затем перейти к анализу конкретных методов и их практическому применению.