Музыкальная культура России: Обзор и региональные особенности (7 класс) (Конспект урока)

Конспект урока Гарантия уникальности Строго по ГОСТу Высочайшее качество Конфиденциальность Поддержка 24/7

Урок посвящен введению в многообразие русской музыкальной культуры. Ученики познакомятся с основными этапами развития музыки в России, от древнейших времен до современности, с особенным акцентом на региональные особенности русской музыкальной традиции. Формат урока предполагает сочетание лекционного материала, аудирования музыкальных фрагментов, интерактивной работы в группах и обсуждение. Особое внимание уделяется воспитанию уважения к культурному наследию Родины и развитию музыкального слуха.

Предмет:

Музыка

Класс:

7

Наименование образовательного учреждения

Конспект урока

на тему

Музыкальная культура России: Обзор и региональные особенности (7 класс)

Выполнил: ФИО

Содержание

  • Введение 1
  • Исторический обзор 2
  • Русская народная музыка 3
  • Региональные особенности (Север) 4
  • Региональные особенности (Юг) 5
  • Классическая музыка России 6
  • Интерактивное задание 7
  • Рефлексия 8
  • Список литературы 9

Введение

Текст доступен после оплаты

Урок начинается с приветствия и введения в тему. Сообщается цель урока – знакомство с русской музыкальной культурой и ее региональными особенностями. Создается эмоциональный настрой на изучение предмета.

Действия учителя: Приветствует учеников, объявляет тему и цель урока.

Действия учащихся: Слушают учителя, формулируют ожидания от урока.

Длительность: 5 минут

Исторический обзор

Текст доступен после оплаты

Рассмотрение основных этапов развития русской музыки: древнерусская музыка, церковная музыка, народная музыка, музыка 18-19 веков, музыка 20-21 веков. Подчеркивается влияние исторических событий на музыку.

Действия учителя: Представляет историческую справку о развитии русской музыки.

Действия учащихся: Слушают, делают записи в тетрадях, задают вопросы.

Длительность: 15 минут

Русская народная музыка

Текст доступен после оплаты

Знакомство с особенностями русской народной музыки: мелодика, ритм, лад, инструменты. Прослушивание примеров народных песен и инструментальных наигрышей.

Действия учителя: Демонстрирует примеры русской народной музыки, рассказывает об инструментах.

Действия учащихся: Слушают музыкальные фрагменты, определяют характерные черты.

Длительность: 10 минут

Региональные особенности (Север)

Текст доступен после оплаты

Обзор музыкальных традиций Севера России. Характерные черты северных народных песен и наигрышей, их связь с жизнью и бытом северных народов. Аудиопримеры.

Действия учителя: Рассказывает о музыкальных традициях Севера, демонстрирует примеры.

Действия учащихся: Анализируют музыкальные примеры, сравнивают с другими стилями.

Длительность: 10 минут

Региональные особенности (Юг)

Текст доступен после оплаты

Обзор музыкальных традиций Юга России. Влияние кавказской и казачьей культуры на музыку Юга. Прослушивание примеров южных народных песен и танцев.

Действия учителя: Представляет музыкальные традиции Юга России, проигрывает записи.

Действия учащихся: Слушают, отмечают отличия от северной музыкальной традиции.

Длительность: 10 минут

Классическая музыка России

Текст доступен после оплаты

Знакомство с творчеством выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов. Прослушивание фрагментов их произведений.

Действия учителя: Рассказывает о русских композиторах, демонстрирует отрывки произведений.

Действия учащихся: Слушают музыку, анализируют звучание, узнают композиторов.

Длительность: 15 минут

Интерактивное задание

Текст доступен после оплаты

Работа в группах: ученикам предлагается сопоставить музыкальные примеры с конкретными регионами России и определить их жанровые особенности. Обсуждение результатов.

Действия учителя: Организует работу групп, следит за ходом обсуждения, помогает.

Действия учащихся: Работают в группах, анализируют музыкальные примеры, обсуждают.

Длительность: 10 минут

Рефлексия

Текст доступен после оплаты

Подведение итогов урока: обсуждение того, что нового узнали ученики, что им понравилось больше всего, какие вопросы остались без ответа. Оценка работы класса.

Действия учителя: Организует обсуждение, подводит итоги урока, оценивает активность.

Действия учащихся: Участвуют в обсуждении, делятся впечатлениями, задают вопросы.

Длительность: 5 минут

Список литературы

Текст доступен после оплаты

Учитель предоставляет список рекомендованной литературы и интернет-ресурсов для дальнейшего изучения русской музыкальной культуры. Даются рекомендации для самостоятельной работы.

Действия учителя: Предлагает список литературы и ресурсов, отвечает на вопросы.

Действия учащихся: Записывают список литературы, задают вопросы.

Длительность: 5 минут