Клещевой боррелиоз и другие клещевые инфекции: профилактика и первая помощь (Конспект беседы)

Конспект беседы Гарантия уникальности Строго по ГОСТу Высочайшее качество Конфиденциальность Поддержка 24/7

Конспект беседы для школьников, направленный на повышение осведомленности о клещах, заболеваниях, которые они переносят, мерах профилактики и алгоритме действий при обнаружении клеща. Формат – интерактивная беседа с элементами дискуссии и демонстрацией наглядного материала. Беседа учитывает возрастные особенности школьников, делая акцент на практической значимости информации и формировании ответственного отношения к своему здоровью. Особое внимание уделяется пониманию важности своевременного обращения за медицинской помощью.

Предмет:

Окружающий мир / ОБЖ

Класс:

5

Наименование образовательного учреждения

Конспект беседы

на тему

Клещевой боррелиоз и другие клещевые инфекции: профилактика и первая помощь

Выполнил: ФИО

Содержание

  • Введение 1
  • Что такое клещ? 2
  • Клещевые инфекции 3
  • Профилактика укусов клещей 4
  • Обнаружение клеща 5
  • Первая помощь при укусе клеща 6
  • Практические советы 7
  • Закрепление материала 8
  • Список литературы 9

Введение

Текст доступен после оплаты

Актуализация знаний о насекомых-переносчиках заболеваний. Обсуждение важности темы в контексте сезонной активности клещей. Формулировка целей и задач беседы. Создание проблемной ситуации: что нужно знать, чтобы защитить себя от клещей? Заинтересовать учеников темой, используя статистику о заболеваемости.

Действия учителя: Приветствует учеников, объявляет тему и цель беседы, задает вопросы для актуализации знаний.

Действия учащихся: Слушают учителя, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Длительность: 5 минут

Что такое клещ?

Текст доступен после оплаты

Описание клещей: виды, жизненный цикл, места обитания. Демонстрация фотографий и видеороликов с изображением клещей. Обсуждение особенностей поведения клещей и их привлечения к человеку. Определение наиболее опасных мест для встречи с клещами (лес, луг, парки).

Действия учителя: Предоставляет информацию о клещах, демонстрирует наглядные материалы, отвечает на вопросы учеников.

Действия учащихся: Слушают учителя, рассматривают фотографии и видео, задают вопросы.

Длительность: 10 минут

Клещевые инфекции

Текст доступен после оплаты

Обзор наиболее распространенных клещевых инфекций: клещевой боррелиоз (болезнь Лайма), клещевой энцефалит, эрлихиоз, анаплазмоз и др. Описание симптомов каждого заболевания. Подчеркнуть важность ранней диагностики и лечения. Обсуждение последствий забытого лечения.

Действия учителя: Рассказывает о клещевых инфекциях, демонстрирует иллюстрации симптомов, отвечает на вопросы.

Действия учащихся: Слушают учителя, рассматривают иллюстрации, задают вопросы.

Длительность: 10 минут

Профилактика укусов клещей

Текст доступен после оплаты

Правила поведения на природе: выбор одежды, использование репеллентов, осмотр тела после прогулки. Обсуждение важности вакцинации против клещевого энцефалита. Рекомендации по обустройству дачного участка (кошение травы, уборка листвы).

Действия учителя: Объясняет правила профилактики, отвечает на вопросы, проводит инструктаж по использованию репеллентов.

Действия учащихся: Слушают учителя, задают вопросы, делятся своим опытом.

Длительность: 10 минут

Обнаружение клеща

Текст доступен после оплаты

Алгоритм действий при обнаружении клеща на теле: как правильно извлечь клеща (использование пинцета, нитки и др.). Что делать после извлечения клеща: обработка раны, наблюдение за состоянием здоровья, обращение за медицинской помощью. Рассмотрение видеоинструкция по безопасному извлечению клеща.

Действия учителя: Демонстрирует правильный способ извлечения клеща, отвечает на вопросы, подчеркивает важность обращения к врачу.

Действия учащихся: Смотрят видеоинструкцию, задают вопросы.

Длительность: 10 минут

Первая помощь при укусе клеща

Текст доступен после оплаты

Объяснение, что нельзя делать при укусе клеща (растягивать, выкручивать и т.д.). Что делать, если появилась аллергическая реакция на укус. Необходимость срочного обращения за медицинской помощью при появлении симптомов клещевой инфекции. Значение своевременной диагностики.

Действия учителя: Разъясняет правила оказания первой помощи, отвечает на вопросы, подчеркивает необходимость обращения за медицинской помощью.

Действия учащихся: Слушают учителя, задают вопросы, обсуждают возможные ситуации.

Длительность: 5 минут

Практические советы

Текст доступен после оплаты

Ситуационные задачи: разбор конкретных ситуаций, связанных с укусами клещей. Обсуждение различных сценариев и выработка оптимальных решений. Примеры из реальной жизни. Ролевая игра : ученики разыгрывают ситуации, представляя себя в роли пострадавших и оказывающих помощь.

Действия учителя: Предлагает ситуационные задачи, организует обсуждение, модерирует ролевую игру.

Действия учащихся: Участвуют в обсуждении, разыгрывают ролевые ситуации, предлагают свои решения.

Длительность: 10 минут

Закрепление материала

Текст доступен после оплаты

Краткий обзор основных моментов беседы. Викторина или тест для проверки усвоения знаний. Обсуждение вопросов, которые остались непонятными. Подведение итогов беседы.

Действия учителя: Проводит викторину или тест, отвечает на вопросы, подводит итоги.

Действия учащихся: Участвуют в викторине или тесте, задают вопросы.

Длительность: 5 минут

Список литературы

Текст доступен после оплаты

Рекомендации по дополнительной литературе и интернет-ресурсам, где можно найти более подробную информацию о клещах и клещевых инфекциях. Указание ссылок на сайты Роспотребнадзора и других официальных организаций, занимающихся вопросами охраны здоровья. Список научных статей и брошюр на тему клещевого боррелиоза и клещевого энцефалита.

Действия учителя: Предоставляет список литературы и интернет-ресурсов.

Действия учащихся: Записывают список литературы, знакомятся с интернет-ресурсами.

Длительность: 2 минут