Эстетическое совершенство личности: осмысление проблемы (Конспект беседы)

Конспект беседы Гарантия уникальности Строго по ГОСТу Высочайшее качество Конфиденциальность Поддержка 24/7

Данный конспект беседы предназначен для учащихся средней школы и посвящен анализу и обсуждению проблематики всестороннего развития личности, затронутой в произведении А.П. Чехова «Дядя Ваня». Беседа строится на выявлении нравственных и эстетических идеалов, их реализации и несоответствия в жизни героев. Формат – дискуссия с элементами анализа текста, направленная на формирование у учащихся целостного представления о прекрасном в человеке, его духовной и физической гармонии. Беседа ориентирована на развитие критического мышления, умения аргументированно выражать свою позицию и сопереживать.

Предмет:

Литература

Класс:

9

Наименование образовательного учреждения

Конспект беседы

на тему

Эстетическое совершенство личности: осмысление проблемы

Выполнил: ФИО

Содержание

  • Введение 1
  • Проблематика пьесы «Дядя Ваня» 2
  • Анализ образов героев 3
  • Идеал прекрасного человека в пьесе 4
  • Цитатный анализ 5
  • Современное звучание проблемы 6
  • Дискуссия: Возможно ли счастье? 7
  • Подведение итогов 8
  • Список литературы 9

Введение

Текст доступен после оплаты

Актуализация знаний о понятии «прекрасное», постановка проблемного вопроса о всестороннем развитии личности. Обсуждение значимости нравственного и эстетического идеала в жизни человека. Подготовка к анализу произведения А.П. Чехова «Дядя Ваня» с точки зрения данной проблематики. Выявление первичных представлений учащихся о теме урока.

Действия учителя: Задает проблемный вопрос, организует обсуждение.

Действия учащихся: Высказывают свои мысли, делятся опытом, формулируют вопросы.

Длительность: 7 минут

Проблематика пьесы «Дядя Ваня»

Текст доступен после оплаты

Краткий пересказ сюжета пьесы, определение основных конфликтов. Обсуждение социально-бытовых проблем, отраженных в произведении. Выявление образов героев и их характеристик. Подчеркивание трагизма положения героев, их разочарования и нереализованности.

Действия учителя: Предоставляет краткий пересказ, направляет обсуждение, задает вопросы.

Действия учащихся: Слушают, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении.

Длительность: 10 минут

Анализ образов героев

Текст доступен после оплаты

Подробный анализ образов Войницкого, Серебрякова, Елены Андреевны, Сони. Выявление их достоинств и недостатков. Определение причин их жизненных неудач и разочарований. Обсуждение мотивации поступков героев и их влияния на окружающих.

Действия учителя: Организует работу в группах, направляет анализ, помогает формулировать выводы.

Действия учащихся: Работают в группах, анализируют образы, представляют результаты.

Длительность: 15 минут

Идеал прекрасного человека в пьесе

Текст доступен после оплаты

Поиск в пьесе персонажей, приближенных к идеалу прекрасного человека. Обсуждение универсальных критериев оценки личности. Сопоставление идеала с реальностью. Выявление причин несоответствия между идеалом и действительностью в пьесе.

Действия учителя: Задает наводящие вопросы, стимулирует дискуссию, помогает формулировать обобщения.

Действия учащихся: Участвуют в дискуссии, высказывают свои мнения, приводят примеры из текста.

Длительность: 10 минут

Цитатный анализ

Текст доступен после оплаты

Работа с раздаточным материалом: анализ ключевых цитат из пьесы, характеризующих отношение героев к жизни, к себе и к другим. Обсуждение художественной выразительности цитат и их роли в раскрытии авторской позиции.

Действия учителя: Контролирует работу с цитатами, помогает интерпретировать их смысл.

Действия учащихся: Анализируют цитаты, делятся своими интерпретациями, участвуют в обсуждении.

Длительность: 8 минут

Современное звучание проблемы

Текст доступен после оплаты

Обсуждение актуальности проблематики пьесы в современном мире. Сопоставление нравственных ценностей, отраженных в произведении, с современными моральными ориентирами. Размышления о том, что значит быть прекрасным человеком в 21 веке.

Действия учителя: Направляет обсуждение, предлагает темы для размышления.

Действия учащихся: Высказывают свои мнения, приводят примеры из жизни, участвуют в дискуссии.

Длительность: 10 минут

Дискуссия: Возможно ли счастье?

Текст доступен после оплаты

Организация дискуссии по вопросу о возможности достижения счастья в жизни. Рассмотрение различных точек зрения на счастье. Обсуждение факторов, влияющих на счастье. Подведение итогов дискуссии.

Действия учителя: Модерирует дискуссию, следит за соблюдением правил, помогает формулировать выводы.

Действия учащихся: Участвуют в дискуссии, высказывают свои мнения, приводят аргументы.

Длительность: 10 минут

Подведение итогов

Текст доступен после оплаты

Обобщение основных идей урока. Формулирование выводов о значимости всестороннего развития личности и стремления к идеалу прекрасного человека. Оценивание работы учащихся на уроке.

Действия учителя: Обобщает, оценивает, дает рекомендации по дальнейшему изучению темы.

Действия учащихся: Слушают, делают записи, задают вопросы.

Длительность: 5 минут

Список литературы

Текст доступен после оплаты

Предоставление списка рекомендуемой литературы для углубленного изучения темы: критические статьи о пьесе «Дядя Ваня», работы по эстетике и этике, биографии А.П. Чехова. Рекомендации по поиску дополнительной информации в интернете.

Действия учителя: Предоставляет список литературы и ресурсы.

Действия учащихся: Знакомятся со списком литературы, задают вопросы.

Длительность: 2 минут